(499) 258-01-10
Протос Консалтинг

изучить английский язык

Лицензия МЧС
Классификатор
Документы для лицензирования
Реквизиты для оплаты лицензионного сбора
Стоимость пожарной лицензии
Сроки оформления
Вопросы по лицензии МЧС
Пожарная безопасность
Аккредитация МЧС
О нас
Контактные данные
Отзывы

Новости

МЧС: На нефтезаводе в Башкирии от взрыва двух цистерн пострадали 4 человека...

Контактные данные
ООО "Протос Консалтинг"
Телефон:
+7(499) 258-01-10
Адрес:
107078, Россия, Москва
Новорязанская, д. 18, корпус 14, подъезд 1, БЦ «Stendhal»

E-mail: mail@prc.su
Посмотреть карту Московской области

Новости законодательства МЧС

Обзор нового Водного кодекса Российской Федерации В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» новый Водный кодекс Российской Федерации (далее – Водный кодекс) вводится в действие с 1 января 2007 года и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Со дня введения в действие Водного кодекса законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются недействующими на территории Российской Федерации.

В настоящем обзоре приводятся основные его положения.

В главе 1 «Общие положения» закреплен понятийный аппарат, который претерпел существенные изменения. Так, в частности, упразднены такие понятия как «обособленный водный объект» и «замкнутый водный объект».

Новый Водный кодекс предусматривает возможность приватизации водных объектов. Однако предусмотрен ряд ограничений по приватизации водных объектов. Так, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут оказаться только пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципалитету, физическому и юридическому лицу.

Водный кодекс четко разграничивает полномочия по управлению водными объектами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерацией и органами местного самоуправления.

Среди наиболее значимых полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений называются такие полномочия как:

осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;

установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;

утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;

определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;

установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы;

установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах.

Значительная часть распорядительных полномочий закреплена за субъектами Российской Федерации, к которым Водный кодекс относит:

установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы;

резервирование источников питьевого водоснабжения;

осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору;

утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;

утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.

При этом, установлен жесткий контроль со стороны Российской Федерации за осуществлением полномочий субъектами Российской Федерации.

Муниципальным органам, прежде всего муниципальным районам, предоставлены новые полномочия по регулированию использования воды для хозяйственного и бытового назначения.

Водный кодекс в качестве основной единицы управления в области использования и охраны водных объектов предусматривает бассейновые округа, которые состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей.

В Российской Федерации устанавливаются двадцать бассейновых округов: Балтийский; Баренцево-Беломорский; Двинско-Печорский; Днепровский; Донской; Кубанский; Западно-Каспийский; Верхневолжский; Окский; Камский; Нижневолжский; Уральский; Верхнеобский; Иртышский; Нижнеобский; Ангаро-Байкальский; Енисейский; Ленский; Анадыро-Колымский; Амурский.

В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа. Порядок их создания и деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В области водных отношений Водный кодекс предусматривает такие мероприятия как:

государственный мониторинг водных объектов, представляющий собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц;

ведение государственного водного реестра, представляющего собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах;

гидрографическое районирование территории Российской Федерации для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов;

водохозяйственное районирование территории Российской Федерации для разработки водохозяйственных балансов, т.е. деление гидрографических единиц на водохозяйственные участки;

разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, включающих в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании;

резервирование источников питьевого водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон, округов санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения.

Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, Водный кодекс подразделяет водопользование на совместное водопользование и обособленное водопользование, а в зависимости от способа использования водных объектов классифицирует виды водопользования на:

водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

В качестве одной из обязанностей собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов предусмотрено своевременное осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, запрещена монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция водопользователей, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных физических лиц, юридических лиц.

В качестве одного из оснований приостановления или ограничения водопользования Водный кодекс предусмотрел возникновение радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

В Водном кодексе однозначно решен вопрос с определением параметров водоохранных зон для разных видов водоемов и дается перечень того, что там можно и что нельзя делать. В частности, в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Использование водохранилищ должно осуществляться в соответствии с правилами использования водных ресурсов водохранилищ, которые должны содержать, в том числе, порядок оповещения органов исполнительной власти, водопользователей, жителей об изменениях водного режима водохранилища, в том числе о режиме функционирования водохранилища при возникновении аварий и иных чрезвычайных ситуаций и сведения о действиях, осуществляемых при возникновении аварий и иных чрезвычайных ситуациях, и перечень соответствующих мероприятий.

Особо оговаривается наличие правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, которые должны содержать, в том числе, перечень мероприятий, осуществляемых при эксплуатации водохранилища в случае возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций (ливневый паводок, штормовой ветер, сложная ледовая обстановка, пропуск вод в катастрофически большом количестве, землетрясение и другие).

Водный кодекс предусматривает использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности. Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве. При этом, использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей запрещается.

В Водном кодексе определяются такие понятия, как зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий.

Так, зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Водным кодексом, могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

На территориях, подверженных затоплению, размещение новых поселений, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.

Водный кодекс за нарушение водного законодательства Российской Федерации предусматривает административную и уголовную ответственность. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства Российской Федерации не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

<< Вернутся в раздел

Законодательство:
Законы  Постановления правительства, указы президента  Нормативно-правовые акты и документы МЧС  Новости законодательства МЧС  Проекты законов  Приказы МЧС  Управления МЧС по субъектам РФ  Структура центрального аппарата МЧС, департаменты, управления и их задачи Вопросы и ответы
© 2001—2013 Протос Консалтинг