(495) 228-03-82
Протос Консалтинг

изучить английский язык

Лицензия МЧС
Классификатор
Документы для лицензирования
Реквизиты для оплаты лицензионного сбора
Стоимость пожарной лицензии
Сроки оформления
Вопросы по лицензии МЧС
Пожарная безопасность
Аккредитация МЧС
О нас
Контактные данные
Отзывы

Новости

Крымские спасатели МЧС провели тренировки на популярных горных туристических маршрутах...

Контактные данные
ООО "Протос Консалтинг"
Телефон:
+7(495) 228-03-82
Адрес:
123001, Россия, Москва
Вспольный пер., дом 21, стр 1-1А.

E-mail: mail@prc.su
Посмотреть карту Московской области

Нормативно-правовые акты и документы МЧС

Предложения ФГУ ВНИИПО МЧС России по основным положениям закона субъекта Российской Федерации "О пожарной безопасности"

Настоящий Закон субъекта Российской Федерации "О пожарной безопасности" разработан в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и регулирует правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные понятия

В целях настоящего закона применяются следующие основные понятия:

- оперативные подразделения пожарной охраны - подразделения различных видов пожарной охраны, принимающие непосредственное участие в предупреждении и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

- добровольная пожарная команда (ДПК) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, на вооружении которого имеются пожарные машины;

- добровольная пожарная дружина (ДПД) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении пожарных машин;

- пожарные машины - транспортные или транспортируемые средства, предназначенные для тушения пожаров, выполнения аварийно-спасательных работ и обеспечения деятельности пожарной охраны;

- добровольный пожарный - гражданин, являющийся членом общественной организации пожарной охраны и способный по состоянию здоровья принимать непосредственное участие на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны по профилактике и (или) тушению пожаров;

- частная пожарная охрана - силы и средства оперативного подразделения пожарной охраны, принадлежащие физическим или юридическим лицам на праве собственности;

- объект защиты - имущественный комплекс (или его часть) юридического или физического лица (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), для которого установлены требования пожарной безопасности, а также люди и животные, для защиты которых используются способы и средства обеспечения пожарной безопасности;

- обеспечение пожарной безопасности - комплекс мер правового, социального, экономического и научно-технического характера, направленных на предотвращение и тушение пожаров.

Статья Цель обеспечения пожарной безопасности

Целью обеспечения пожарной безопасности объектов защиты на территории субъекта Российской Федерации является защиты жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и государства от пожаров.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан.

Статья Правовая основа обеспечения пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации

Правовой основой обеспечения пожарной безопасности на субъекта Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий закон, законодательные и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты в области пожарной безопасности, принимаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации, не могут противоречить настоящему закону.

Статья Принципы обеспечения пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации

Обеспечение пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами:

- соблюдение законности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности;

- соблюдение открытости и гласности при обеспечении пожарной безопасности;

- применения единых правил установления требований пожарной безопасности к объектам защиты на всей территории Российской Федерации;

- соответствия организационно-управленческого и технического регулирования пожарной безопасности уровню развития национальной экономики, развитию материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- разделения правоустанавливающей и правоприменительной функций в области пожарной безопасности органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

- единства системы и правил подтверждения соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности;

- единства применения требований пожарной безопасности независимо от вида и организационно-правовой формы объекта защиты;

- недопустимости ограничения конкуренции при установлении требований пожарной безопасности.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Противопожарная служба субъекта Российской Федерации

Противопожарная служба субъекта Российской Федерации создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и содержится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Основными задачами противопожарной службы субъекта Российской Федерации являются:

- организация и осуществление профилактики пожаров в городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации, а также в организациях, находящихся в его собственности (за исключением закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций, обслуживаемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России);

- спасение людей и имущества при пожарах;

- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- тушение пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и планами привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

В систему противопожарной службы субъекта Российской Федерации входят:

- органы обеспечения деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации;

- подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения и проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР) в городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации;

- объектовые подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения и проведения АСР в организациях;

- государственные унитарные предприятия противопожарной службы субъекта Российской Федерации, созданные в целях обеспечения деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации, а также выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности;

- учебные центры (пункты) противопожарной службы субъекта Российской Федерации.

Подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации создаются в административных центрах муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации, а также в населенных пунктах с численностью населения 25 тыс. человек и более.

Личный состав противопожарной службы субъекта Российской Федерации включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

государственных служащих органов обеспечения противопожарной службы субъекта Российской Федерации и работников, ставки заработной платы (должностные оклады) которых устанавливаются на основе тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.

Численность личного состава подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации определяется расчетом в зависимости от пожарной опасности объектов защиты на территории субъекта Российской Федерации с учетом технико-экономического уровня развития региона и других его особенностей по методике, утвержденной в установленном порядке или устанавливается из расчета не менее одна единица личного состава противопожарной службы субъекта Российской Федерации, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, на каждые 650 человек населения.

Дислокация указанных подразделений на территории муниципальных образований определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) по методике, утвержденной в установленном порядке или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин., а в сельских поселениях - 20 мин.

Объектовые подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации создаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе договоров с предприятиями и содержатся на долевых началах, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств этих предприятий, а в случае необходимости также за счет средств других источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Численность, техническая оснащенность и места дислокации указанных подразделений определяются договором на их создание.

Техническая оснащенность указанных подразделений определяется в соответствии с нормативами федеральной противопожарной службы.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации определяются положением о противопожарной службе субъекта Российской Федерации, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

Статья Муниципальная пожарная охрана.

Муниципальная пожарная охрана создается одним или несколькими органами местного самоуправления и содержится за счет средств бюджетов органов местного самоуправления и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Основными задачами муниципальной пожарной охраны являются:

- организация и осуществление профилактики пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования, а также в муниципальных организациях, находящихся в его собственности, в том числе осуществление первичных мер пожарной безопасности;

- спасение людей и имущества при пожарах в городских и сельских поселениях на территории муниципального образования;

- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ подразделениями муниципальной пожарной охраны в городских и сельских поселениях муниципального образования, в том числе в муниципальных организациях;

- участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований в соответствии с планами привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Объем и полномочия муниципальной пожарной охраны по организации и осуществлению профилактики пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования определяются органом местного самоуправления в пределах ответственности в области пожарной безопасности, установленной законодательством Российской Федерации для органов местного самоуправления.

В систему муниципальной пожарной охраны входят:

- подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;

- объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения и проведения АСР в муниципальных организациях.

Подразделения муниципальной пожарной охраны создаются в городских и сельских поселениях муниципального образования. При этом дислокация указанных подразделений на территории муниципальных образований определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) по методике, утвержденной в установленном порядке или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова не превышает 10 мин.

Численность личного состава подразделений муниципальной пожарной охраны определяется расчетом в зависимости от пожарной опасности объектов защиты на территории муниципального образования с учетом его технико-экономического уровня развития и других особенностей по методике, утвержденной в установленном порядке или устанавливается из расчета не менее одна единица личного состава муниципальной пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, на каждые 900 человек населения.

Объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны создаются органом местного самоуправления на основе договоров с предприятиями и содержатся на долевых началах, за счет средств бюджета органа местного самоуправления и средств этих предприятий, а в случае необходимости также за счет средств других источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Численность, техническая оснащенность и места дислокации указанных подразделений определяются договором на их создание.

Подразделения муниципальной пожарной охраны находятся в оперативном подчинении противопожарной службы субъекта Российской Федерации.

Руководители подразделений муниципальной пожарной охраны назначаются главами муниципальных образований по согласованию с противопожарной службой субъекта Российской Федерации.

Руководители объектовых подразделений муниципальной пожарной охраны назначаются руководителями организаций по согласованию с органами местного самоуправления.

Техническая оснащенность указанных подразделений определяется в соответствии с нормативами Государственной противопожарной службы.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности муниципальной пожарной охраны определяются положением о муниципальной пожарной охране, утверждаемым органом местного самоуправления в установленном порядке.

Статья Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана - совокупность сил и средств общественных объединений добровольной пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Общественные объединения добровольной пожарной охраны могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

- общественная организация (союз, ассоциация, добровольное пожарное общество);

- общественный фонд (фонд пожарной безопасности);

- общественное учреждение (добровольная пожарная дружина, добровольная пожарная команда).

Подразделения (дружины, команды) добровольной пожарной охраны создаются для участия в предупреждении и тушении пожаров и проведения АСР на территории городских и сельских поселений, а также в организациях в соответствии с уставом указанного объединения.

Подразделения (дружины, команды) добровольной пожарной охраны по охране городских и сельских поселений (подразделения добровольной пожарной охраны) создаются организациями, расположенными на этой территории, юридическими лицами - общественными объединениями добровольной пожарной охраны и (или) органами управления (подразделениями) Государственной противопожарной службы по их инициативе или в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Минимальная численность добровольных пожарных на территории муниципального образования устанавливается из расчета один добровольный пожарный на каждые 160 человек населения. При этом минимальная численность оперативного подразделения добровольной пожарной охраны должна устанавливаться в зависимости от вида и количества пожарной техники, находящейся в боевом расчете, и нормативной численности боевых расчетов.

Подразделения добровольной пожарной охраны создаются, в первую очередь, в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны, а время прибытия подразделений муниципальной пожарной охраны превышает 10 минут.

Подразделения (дружины, команды) добровольной пожарной охраны в организациях (объектовые подразделения добровольной пожарной охраны) создаются руководителями этих организаций по их инициативе и (или) в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. В создании указанных подразделений могут принимать участие общественные объединения добровольной пожарной охраны.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений добровольной пожарной охраны.

Управление подразделениями (дружинами, командами) добровольной пожарной охраны и их имуществом осуществляется руководителями этих подразделений, назначенными учредителем (учредителями).

На должности руководителей подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны по согласованию с их учредителями могут назначаться работники противопожарной службы субъекта Российской Федерации. Указанные руководители содержатся за счет средств соответствующего бюджета.

Организация службы подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным их учредителями по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Объем и полномочия добровольной пожарной охраны по организации и осуществлению профилактики пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования определяются учредителями подразделений добровольной пожарной охраны по согласованию с органом местного самоуправления в пределах ответственности в области пожарной безопасности, установленной законодательством Российской Федерации для органов местного самоуправления.

Добровольные пожарные подлежат обязательной регистрации в реестре, порядок ведения которого определяется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Финансовое обеспечение подразделений добровольной пожарной охраны осуществляется их учредителями. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут за счет средств соответствующих бюджетов оказывать помощь в финансовом обеспечении деятельности подразделений добровольной пожарной охраны.

Подразделения (дружины, команды) добровольной пожарной охраны в организациях содержатся за счет средств этих организаций, других источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется их учредителями по нормам, установленным для Государственной противопожарной службы.

Имущество добровольной пожарной охраны формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых в соответствии с уставом мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, гражданско-правовых сделок и других не запрещенных законом поступлений.

Органы местного самоуправления и организации, на территории которых создаются подразделения (дружины, команды) добровольной пожарной охраны, предоставляют в хозяйственное ведение или оперативное управление указанным подразделениям здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, пожарную технику и другое необходимое имущество в соответствии с нормами, установленными для Государственной противопожарной службы.

Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях добровольной пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным руководителем этих подразделений по согласованию с руководителем организации по основному месту работы добровольного пожарного.

На время несения службы в подразделениях и объектовых подразделениях добровольной пожарной охраны за добровольными пожарными сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы).

Добровольные пожарные на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о пригодности к несению службы в подразделениях добровольной пожарной охраны, а также для восстановления здоровья, утраченного во время несения службы в этих подразделениях, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы или стипендии по месту учебы. В том же порядке им возмещаются расходы, связанные с оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Расходы организаций по выплате заработной платы добровольным пожарным, осуществляющим несение службы в подразделениях добровольной пожарной охраны возмещаются за счет средств, выделенных на их содержание в порядке, установленном органами местного самоуправления по согласованию с учредителями указанных подразделений.

Добровольным пожарным, добросовестно исполняющим обязанности по несению службы в подразделениях пожарной охраны, по решению руководителей этих подразделений может быть выплачено денежное вознаграждение и (или) вручены ценные подарки из средств, выделенных (имеющихся) на содержание подразделения.

Предельная численность добровольных пожарных, которые несут службу в подразделениях пожарной охраны определяется руководителями этих подразделений в зависимости от средств, выделенных на денежное вознаграждение добровольных пожарных и на компенсацию затрат по выплате им средней заработной платы (стипендии) за время несения службы.

Общая продолжительность еженедельного рабочего времени и времени несения службы в подразделениях пожарной охраны не должна превышать 64 часов.

Привлечение добровольных пожарных к исполнению обязанностей по несению службы сверх установленной продолжительности еженедельного рабочего времени допускается с их согласия и компенсируется денежным вознаграждением.

Добровольным пожарным при суточном несении службы предоставляется не менее шести часов отдыха, в том числе четырех часов для сна.

Независимо от режима несения службы и работы добровольных пожарных им предоставляется не менее одних полных суток отдыха еженедельно.

Добровольные пожарные подлежат обязательному личному страхованию. Страхование жизни и здоровья добровольных пожарных осуществляется подразделениями добровольной пожарной охраны, в составе которых они несут службу, за счет средств, выделенных на их содержание и других источников.

Размеры страховых сумм по договорам личного страхования добровольных пожарных определяются руководителями подразделений добровольной пожарной охраны исходя из объемов средств, выделенных на их содержание, но не менее 150000 рублей. Договора личного страхования добровольных пожарных заключаются между страховщиком и соответствующим подразделением добровольной пожарной охраны в пользу третьего лица - застрахованного лица (выгодоприобретателя).

Добровольные пожарные подразделений добровольной пожарной охраны имеют право на:

- внеочередную установку телефона по представлению органа местного самоуправления;

- бесплатный проезд к месту несения службы и обратно на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности или предоставление проездных документов за счет средств подразделения добровольной пожарной охраны;

- выплату пособия по временной нетрудоспособности до двух месяцев подряд, приобретенной во время несения службы в подразделении добровольной пожарной охраны в размере ста процентов среднего заработка по месту основной работы с последующей компенсацией затрат работодателя в установленном порядке.

Кроме того, добровольные пожарные подразделений добровольной пожарной охраны, несущие службу в указанных подразделениях пять и более лет имеют право на:

- первоочередное поступление в образовательные учреждения пожарно-технического профиля по соглашению с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

- оплату занимаемой общей площади в домах муниципального фонда в размере 80 процентов квартирной платы, а также предоставление скидки в размере 80 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио и коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 80 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Добровольные пожарные объектовых подразделений пожарной охраны, несущие службу в указанных подразделениях пять и более лет имеют право на:

- получение жилой площади, принадлежащей этой организации в первоочередном порядке при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий;

- пятидесяти процентную скидку по оплате коммунальных услуг, предоставляемых этой организацией;

- предоставление одного раза в два года путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты и другие оздоровительные учреждения этой организации;

- предоставление ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время.

Члены семей добровольных пожарных, погибших в период и вследствие участия в тушении пожаров, сохраняют в течение одного года право на льготы, которыми они, как члены его семьи, пользовались в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

За семьями добровольных пожарных, погибших (умерших) в результате их участия в тушении пожаров, сохраняется право состоять на учете для улучшения жилищных условий. Жилые помещения указанным семьям предоставляются в течение одного года со дня гибели (смерти) добровольных пожарных.

Органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать дополнительные формы материального стимулирования, социальные гарантии, компенсации и льготы для стимулирования деятельности добровольных пожарных.

Статья Частная пожарная охрана

Создание, реорганизация и ликвидация частной пожарной охраны осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частная пожарная охрана оказывает услуги в области пожарной безопасности на основании заключенных договоров.

Подразделения частной пожарной охраны обязаны иметь в боевом расчете пожарные машины, установленные в договоре на оказание услуг в области пожарной безопасности.

Права, обязанности и ответственность подразделений частной пожарной охраны при осуществлении ими своих функций определяются договорами на оказание услуг в области пожарной безопасности.

Включение подразделений частной пожарной охраны в План (порядок) привлечения сил и средств на тушение пожаров осуществляется по согласованию с этими подразделениями с последующим утверждением Плана в установленном порядке.

Выезд подразделений частной пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в организации, с которыми имеются договорные отношения, осуществляется в безусловном порядке и без последующей компенсации затрат на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Выезд подразделений частной пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в организации, с которыми отсутствуют договорные отношения, осуществляется в соответствии с Планом (порядком) привлечения сил и средств на тушение пожаров с последующей компенсацией затрат на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с порядком, установленном органом местного самоуправления.

Подразделения частной пожарной охраны осуществляют забор воды для тушения пожаров из хозяйственных и питьевых водопроводов, а также естественных водоисточников на безвозмездной основе.

Подготовка кадров для подразделений частной пожарной охраны осуществляется в соответствии с нормативными документами Государственной противопожарной службы.

Работники подразделений частной пожарной охраны при исполнении ими своих служебных обязанностей должны иметь униформу, вид которой устанавливается собственником самостоятельно.

Статья Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности

Финансовое обеспечение деятельности подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим законом является расходным обязательством муниципального образования.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с настоящим законом осуществляются их учредителями за счет собственных средств.

Расходы на финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, на содержание противопожарной службы субъекта Российской Федерации и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в соответствующих бюджетах указываются отдельными строками и выделяются в первоочередном порядке.

Тарифы за работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые подразделениями противопожарной службы субъекта Российской Федерации, устанавливаются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Движимое и недвижимое имущество, используемое противопожарной службой субъекта Российской Федерации и муниципальной пожарной охраной, передаются в оперативное управление соответствующим подразделениям противопожарной службы субъекта Российской Федерации и муниципальной пожарной охраны.

Отключение объектов пожарной охраны от сетей водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, а также линий связи не допускается.

Организациям, оказывающим содействие укреплению пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации, предоставляются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Статья Гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы субъекта Российской Федерации

Личному составу противопожарной службы субъекта Российской Федерации в порядке и размерах, установленных органом исполнительным власти субъекта Российской Федерации, из средств бюджета субъекта Российской Федерации ежемесячно выплачиваются:

- компенсация за проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси);

- компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг;

- компенсация по оплате медицинских услуг и санаторно-курортного обслуживания;

- единовременное выходное пособие при увольнении;

- иные компенсации и пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Статья Страховые гарантии личного состава противопожарной службы субъекта Российской Федерации

Личный состав противопожарной службы субъекта Российской Федерации подлежит обязательному государственному личному страхованию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования устанавливается законодательными актами субъекта Российской Федерации.

В случае гибели (смерти) государственного служащего или работника противопожарной службы субъекта Российской Федерации, наступившей при исполнении им служебных обязанностей, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного им при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из противопожарной службы субъекта Российской Федерации, выплачивается единовременное пособие в размере не менее 120 тарифных ставок (окладов), установленных на день выплаты пособия, членам семей погибшего (умершего) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При досрочном увольнении государственного служащего или работника противопожарной службы субъекта Российской Федерации в связи с признанием его негодным к работе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного им при исполнении служебных обязанностей, ему выплачивается единовременное пособие в размере не менее 60 тарифных ставок (окладов), установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Полномочия субъекта Российской Федерации в области пожарной безопасностиК полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:

- нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции, в том числе принятие законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в области пожарной безопасности;

- организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

- разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

- организация обучения населения мерам пожарной безопасности;

- разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;

- осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

- осуществление мер по правовой и социальной защите работников противопожарной службы субъекта Российской Федерации и членов их семей;

- создание, реорганизация и ликвидация подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации, осуществление контроля за их деятельностью;

- создание единой дежурно-диспетчерской службы субъекта Российской Федерации для приема сообщений о пожарах по телефону "01";

- организация тушения пожаров и проведения АСР на территории субъекта Российской Федерации. При этом участие в тушении пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации осуществляется на основании Планов привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ субъекта Российской Федерации;

- организация и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов и торфяников;

- утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создаются объектовые подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации;

- создание и организация деятельности комиссии субъекта Российской Федерации по пожарной безопасности;

- установление особого противопожарного режима на территории субъекта Российской Федерации или территории нескольких муниципальных образований, установление на период его действия дополнительных требований, согласованных с федеральной противопожарной службой;

- устанавливать форму одежды и знаки отличия для противопожарной службы субъекта Российской Федерации с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области обеспечения пожарной безопасности.

Статья Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасностиК полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает:

- муниципальное правовое регулирование вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в области пожарной безопасности;

- разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и объектов муниципальной собственности, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития территории (в том числе организация и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов и торфяников, создание условий и проведение мероприятий по тушению лесных и торфяных пожаров, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, организация работ по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности);

- разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание муниципальной и добровольной пожарной охраны;

- создание, реорганизация и ликвидация подразделений муниципальной пожарной охраны, установление численности этих подразделений и контроль за ее деятельностью,;

- установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования;

- установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, установление на время его действия дополнительных требований, согласованных с противопожарной службой субъекта Российской Федерации;

- организация обучения населения мерам пожарной безопасности, агитация и пропаганда в области пожарной безопасности;

- осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами;

- осуществление мер по правовой и социальной защите работников муниципальной пожарной охраны и членов их семей;

- организация тушения пожаров и проведения АСР в границах городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также организаций, находящихся в муниципальной собственности, в том числе разработка и утверждение планов привлечения сил и средств для тушения пожаров;

- организация взаимодействия муниципальных образований по привлечению сил и средств для тушения пожаров на межселенных территориях;

- утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создаются объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны;

- установление формы одежды и знаков отличия для работников муниципальной пожарной охраны;

- размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности;

- организация муниципального контроля за соответствием жилых зданий, находящихся в муниципальной собственности, требованиям пожарной безопасности;

- создание условий для прохождения гражданами альтернативной гражданской службы в подразделениях муниципальной пожарной охраны.

Осуществление первичных мер пожарной безопасности и привлечение населения к их проведению может осуществляться в порядке, установленном органами местного самоуправления для выполнения социально значимых работ в области пожарной безопасности.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Профилактика пожаров

Профилактика пожаров на территории субъекта Российской Федерации осуществляется:

- органами управления и подразделениями федеральной противопожарной службы;

- подразделениями противопожарной службы субъекта Российской Федерации;

- подразделениями муниципальной пожарной охраны;

- подразделениями добровольной пожарной охраны;

- юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с разрешением (лицензией) на осуществление видов деятельности в области пожарной безопасности;

- собственниками имущества или лицами, назначенными ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Противопожарная служба субъекта Российской Федерации действуя в рамках Соглашения между МЧС России и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации:

- осуществляет совместно с заинтересованными организациями подготовку проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области пожарной безопасности;

- разрабатывает региональные Планы привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации;

- разрабатывает и согласовывает программы обучения населения мерам пожарной безопасности в образовательных учреждениях, осуществляют контроль за качеством подготовки;

- обеспечивает реализацию мер пожарной безопасности на объектах, являющихся собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе посредством организации и проведения тендеров на выполнение работ и оказание услуг лицензиатами в области пожарной безопасности;

- организует выполнение мер пожарной безопасности на территории административных центров муниципальных образований;

- осуществляет иные мероприятия по профилактике пожаров в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Подразделения муниципальной пожарной охраны при осуществлении профилактики пожаров:

- осуществляют совместно с заинтересованными организациями подготовку проектов муниципальных правовых актов в области пожарной безопасности;

- разрабатывают Планы привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также на межселенной территории;

- разрабатывают и согласовывают программы обучения населения мерам пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях, осуществляют контроль за качеством подготовки;

- организует обучение работников муниципальных предприятий мерам пожарной безопасности;

- обеспечивают реализацию мер пожарной безопасности на объектах, являющихся муниципальной собственностью, в том числе посредством организации и проведения тендеров на выполнение работ и оказание услуг лицензиатами в области пожарной безопасности;

- осуществляют иные мероприятия по профилактике пожаров в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Подразделения добровольной пожарной охраны привлекаются к мероприятиям по профилактике пожаров в соответствии с муниципальными правовыми актами по проведению социально значимых работ в области пожарной безопасности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с разрешением (лицензией) на осуществление видов деятельности в области пожарной безопасности осуществляют мероприятия по профилактике пожаров в соответствии с договорами на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности.

Собственники имущества, лица, назначенные ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности обеспечивают выполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности и предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

Статья Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Организацию тушения пожаров и проведение АСР на территории субъекта Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Взаимодействие оперативных подразделений различных видов пожарной охраны на территории субъекта Российской Федерации при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ определяется Планом привлечения сил и средств для тушения пожаров и (или) расписанием выездов на пожары. В расписание выездов включаются все подразделения пожарной охраны, дислоцирующиеся на территории соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Порядок и План привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на региональном и местном уровне устанавливаются и утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления по согласованию органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

Порядок и План привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, устанавливается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Подразделения пожарной охраны на территории субъекта Российской Федерации осуществляют выезд на тушение пожаров в обязательном порядке, независимо от форм собственности объектов защиты.

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе.

Для вызова подразделений Государственной противопожарной службы в телефонных сетях устанавливается единый номер "01".

Телефонная сеть субъекта Российской Федерации и иные предприятия связи обязаны в соответствии с установленными нормами на безвозмездной основе предоставлять Государственной противопожарной службе соединительные линии оперативной связи и прочие услуги связи, средства транспорта, оборудования с отнесением затрат на себестоимость работ и услуг.

При следовании на пожар пожарная техника пользуется правом беспрепятственного проезда, первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях и проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания.

Тушение пожаров на территории посольств, консульств, торговых представительств и других объектов, обладающих экстерриториальностью, осуществляется с согласия их уполномоченного представителя либо в ином порядке, установленном международными договорами Российской Федерации.

Статья Учет пожаров и их последствий Система учета пожаров и их последствий на территории субъекта Российской Федерации является составной частью единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий в Российской Федерации.

Учету подлежат все пожары, происшедшие на территории субъекта Российской Федерации, для тушения которых привлекались подразделения пожарной охраны, независимо от их вида; а также пожары, в тушении которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но сведения, о которых поступили в пожарную охрану, независимо от места, времени их возникновения и тяжести последствий.

Первичный учет пожаров в субъектах Российской Федерации осуществляют оперативные подразделения пожарной охраны, независимо от ее вида, в районе выезда которой произошел пожар. По каждому факту пожара оперативным подразделением пожарной охраны составляется акт о пожаре, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Акт о пожаре, составленный оперативным подразделением пожарной охраны, направляется в орган государственного пожарного надзора, в районе обслуживания которого дислоцируется оперативное подразделение, для составления карточки учета пожаров, проведения необходимых процессуальных действий и осуществления функций по ведению единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий.

Порядок учета пожаров и их последствий в субъекте Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок государственного статистического учета пожаров и их последствий.

Статья Учет сил, средств и результатов деятельности пожарной охраны

Система учета ресурсов (материальных, финансовых и трудовых) и результатов деятельности пожарной охраны на территории субъекта Российской Федерации является составной частью единой государственной системы статистического учета ресурсов и результатов деятельности пожарной охраны в Российской Федерации.

Статистическому учету подлежат все силы и средства, имущество подразделений пожарной охраны, независимо от ее вида и источников приобретения, а также результаты их деятельности.

Первичный статистический учет сил и средств, имущества подразделений пожарной охраны, а также результатов их деятельности осуществляют соответствующие подразделения пожарной охраны. Информация о первичном статистическом учете направляется указанными подразделениями в орган, специально уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности по субъекту Российской Федерации.

Порядок ведения статистического учета сил и средств, имущества подразделений пожарной охраны, а также результатов их деятельности и формы статистической отчетности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Статья Обеспечение пожарной безопасности при разработке программ социально-экономического развития территорий

Программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и организаций должны в обязательном порядке содержать меры обеспечения пожарной безопасности.

Статья Учет требований пожарной безопасности при планировке и застройке населенных пунктов

При разработке градостроительной документации, проектов строительства, выборе земельных участков (трасс) под строительство должны выполняться требования пожарной безопасности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Отступления от требований пожарной безопасности, а также проектно-сметная документация на объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства уникальных зданий и сооружений, до начала осуществления этих работ подлежат обязательному согласованию с органами государственного пожарного надзора.

Порядок участия должностных лиц органов государственного пожарного надзора в работе комиссий по выбору строительных площадок (трасс), рассмотрения и согласования проектно-сметной документации, осуществления государственного пожарного надзора за строительством объектов и приемкой в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией, капремонтом) объектов на территории субъекта Российской Федерации устанавливает Главный государственный инспектор субъекта Российской Федерации по пожарному надзору.

Статья Обеспечение пожарной безопасности садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан

Обеспечение пожарной безопасности территорий садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан и отдельных участков осуществляют правления этих объединений и собственников участков.

Правление указанных объединений перед началом дачного и отопительного сезона должно осуществлять проверки противопожарного состояния территорий садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, совместно с органами государственного пожарного надзора и подразделениями противопожарной службы субъекта Российской Федерации, проводить противопожарные инструктажи и принимать меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Статья Особый противопожарный режим на территории субъекта Российской Федерации

В случае необходимости органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать особый противопожарный режим на всей или части соответствующей территории, определять порядок его введения и контроль за его исполнением.

На период действия особого противопожарного режима органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования пожарной безопасности, привлекать силы и средства организаций для предотвращения и ликвидации последствий пожаров, а также выделять для этого дополнительные средства.

К дополнительным средствам обеспечения особого противопожарного режима, относятся:

- средства для обеспечения перевода противопожарной службы субъекта Российской Федерации на усиленный вариант несения службы, передислокацию и введение в боевой расчет резервной техники, обеспечение горюче-смазочными материалами, спецодеждой и питанием;

- средства для оплаты использования дополнительно привлекаемой пожарной, приспособленной и специальной техники;

- средства для оплаты труда лиц, привлекаемых для тушения пожаров в условиях повышенного риска для их здоровья и жизни;

- средства для предупреждения и ликвидации лесных и торфяных пожаров;

- резервные средства.

Информация о введении особого противопожарного режима должна доводиться средствами массовой информации до населения незамедлительно и на безвозмездной основе.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Основные права и обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности

1. Граждане на территории субъекта Российской Федерации имеют право на:

а) защиту их жизни, здоровья и имущества от пожаров;

б) возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

в) получение информации по вопросам пожарной безопасности;

г) участие в обеспечении пожарной безопасности.

2. Граждане на территории субъекта Российской Федерации обязаны:

а) соблюдать законодательство о пожарной безопасности, требования норм и правил пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

б) уведомлять пожарную охрану о возникновении пожаров и принимать посильные меры по их тушению, спасению людей и имущества, оказывать возможное содействие пожарной охране при тушении пожаров;

в) иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности, первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утверждаемыми органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

г) предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

д) парковать личный автотранспорт, а также устанавливать автомобильные укрытия с учетом возможности обеспечения работы пожарной техники.

Статья Основные права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

1 . Организации имеют право:

а) создавать за счет собственных средств подразделения пожарной охраны;

6) устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

в) вносить в органы государственной власти и местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

г) участвовать в установлении причин и обстоятельств пожаров, происшедших на их объектах;

д) получать информацию по вопросам пожарной безопасности;

е) проводить независимую экспертизу причин пожара.

2. Организации обязаны:

а) осуществлять меры, направленные на создание пожаробезопасных условий труда для рабочих и служащих, иных граждан;

б) обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;

в) разрабатывать и утверждать в соответствии с действующими нормативными документами положения, инструкции, другие акты, направленные на обеспечение пожарной безопасности, осуществлять контроль за их соблюдением;

г) обеспечивать возможность свободного подъезда и установки к зданиям и сооружениям пожарной техники для спасения людей, материальных ценностей и тушения пожара;

д) информировать пожарную охрану о неисправностях пожарной техники, систем противопожарной защиты, водоснабжения, а также закрытии дорог и проездов на своей территории и одновременно принимать меры к устранению имеющихся неисправностей;

е) обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны, при осуществлении ими своих непосредственных служебных обязанностей, на территории, в здания, сооружения и на иные объекты (по предъявлении служебного удостоверения);

ж) проводить служебное расследование обстоятельств всех пожаров и предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы материалы служебных расследований, сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

з) организовывать обучение работников мерам пожарной безопасности и проводить противопожарную пропаганду;

и) выпускать продукцию или оказывать услуги, соответствующие противопожарным требованиям стандартов, норм и правил.

3. Руководители организаций при осуществлении полномочий, предоставленных организациям в области пожарной безопасности имеют право:

устанавливать более высокий уровень противопожарного режима, чем это предусмотрено действующими нормативными документами;

осуществлять работы и услуги в области пожарной безопасности в установленном порядке;

поощрять личный состав пожарной охраны, участвующий в проведении работ по предупреждению и тушению пожаров;

обжаловать действия должностных лиц подразделений государственной противопожарной службы в установленном законом порядке;

принимать иные решения в области пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Руководители организаций при осуществлении полномочий, предоставленных организациям в области пожарной безопасности обязаны:

- издавать приказы и инструкции о мерах пожарной безопасности, а также планы действий рабочих и служащих на случай возникновения пожара и не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки по их отработке;

- создавать пожарно-технические комиссии для организации работ по предупреждению пожаров и боевые расчеты по тушению пожаров;

- организовать работу по обеспечению пожарной безопасности;

- не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;

- обеспечивать соответствие выпускаемой продукции требованиям пожарной безопасности;

- предоставлять подразделениям пожарной охраны субъекта Российской Федерации водоисточники, находящиеся в ведении возглавляемых ими организаций;

- информировать противопожарную службу субъекта Российской Федерации о проведении ремонтных работ противопожарных водопроводов и водоемов, а также проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, в том числе в вечернее и ночное время суток;

- возмещать ущерб, причиненный пожаром, в порядке, установленном законодательством;

- сообщать подразделениям противопожарной службы субъекта Российской Федерации данные о применяемых, перерабатываемых и хранящихся опасных (взрывопожароопасных), сильнодействующих ядовитых веществах;

- организовывать работу по эвакуации людей и тушению пожаров до прибытия подразделений пожарной охраны;

- проводить ведомственные расследования причин пожаров, разрабатывать мероприятия по их предотвращению;

- направлять письменные ответы на запросы, письма, представления, поступившие из органов Государственной противопожарной службы;

- уведомлять противопожарную службу субъекта Российской Федерации о проводимом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов, их расширении и техническом переоснащении.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статья Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

- собственники имущества;

- руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- руководители органов местного самоуправления;

- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

- должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья Административная ответственность руководителей организаций

Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Глава ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.





<< Вернутся в раздел

Законодательство:
Законы  Постановления правительства, указы президента  Нормативно-правовые акты и документы МЧС  Новости законодательства МЧС  Проекты законов  Приказы МЧС  Управления МЧС по субъектам РФ  Структура центрального аппарата МЧС, департаменты, управления и их задачи Вопросы и ответы
© 2001—2013 Протос Консалтинг